ЭЛЕКТРОВОЗЫ УЗКОЙ КОЛЕИ
Электровозом называется локомотив, приводимый в движение электрическими тяговыми двигателями, получающими питание электроэнергией от стационарной электростанции через контактную сеть и скользящие токоприемники.
Электрическая тяга находит все большее применение не только на магистральных ширококолейных дорогах, но и на дорогах промышленного транспорта широкой и узкой колеи.
Электровоз узкой колеи является основным видом локомотива в горнорудной промышленности. Положено начало электрификации узкоколейных торфовозных железных дорог.
Что касается лесовозного транспорта, то в настоящее время пока нет еще ни одной действующей электрифицированной дороги для вывоза леса.
Первый опытный электрифицированный участок лесовозной узкоколейной железной дороги подготовлен к испытаниям в Оленинском леспромхозе ЦНИИМЭ, где будут проведены испытания экспериментальных лесовозных электровозов, проекты которых разработаны ЦНИИМЭ в двух принципиально различных вариантах ЭЛ-1 и ЭЛ-2.
Электровоз П-КО-1
В 1951 году Новочеркасским электровозостроительным заводом в содружестве с рядом институтов и заводов был создан первый узкоколейный электровоз однофазнопостоянного тока. Электровоз получает через контактную сеть однофазный переменный ток промышленной частоты напряжением 6 кв и при помощи установленного на нем ртутного выпрямителя преобразует его в постоянный ток для питания тяговых электродвигателей.
На электровозе установлен специальный однофазный трансформатор мощностью 280 ква, от вторичной обмотки которого питается шестианодный запаянный ртутный выпрямитель с сеточным регулированием от 20 до 600 в.
Тяговые двигатели соединены в две глухие группы по два двигателя последовательно.
Вспомогательное оборудование электровоза состоит из двух компрессоров, обслуживающих пневматические электроаппараты, автотормоза, управление пантографом и сирену; двух электровентиляторов, служащих для охлаждения тяговых двигателей; электровентилятора для охлаждения ртутного выпрямителя, а также системы освещения, сигнализации и блокировки.
Электровоз П-КО-1
Электровоз снабжен одним серийным пантографом типа ДЖ-5. Кузов электровоза цельнометаллический, вагонного типа с двумя постами управления. Экипажная часть электровоза принципиально аналогична экипажной части тепловоза ТУ-2.
Электровоз работает на электрифицированном участке узкоколейной железной дороги Шатурского транспортного управления и возит составы весом до 500 т. Аналогичные электровозы с успехом могут быть использованы на магистральных узкоколейных железных дорогах лесной промышленности, имеющих большой грузооборот.
Электровоз ЭЛ-1
Экспериментальный электровоз ЭЛ-1 рассчитан для работы на трехфазном переменном токе промышленной частоты по системе ДПЗ при напряжении к контактной сети 10000 в. Выбор трехфазной системы оправдывается тем, что она позволяет одновременно использовать контактную сеть как высоковольтную линию для подачи электроэнергии в лес, на лесозаготовительные участки.
Электровоз, получая через трехфазную сеть переменный ток напряжением 10 000 вольт, при помощи трансформатора ТМ-100-10/0,4 понижает напряжение до 400 в для питания тяговых двигателей трехфазного тока типа АК-72-4. Вращающий момент от тяговых двигателей на тележки локомотива передается через механический редуктор и карданные валы. Оси тележек связаны между собой цепью Галля.
Электровоз
ЭЛ-1:
1 - двигатель Д-54; 2 - трансформатор
0ТМ-100; 3 - генератор СГ-60/6; 4 -
электродвигатели АК-72-4; 5 -
пантограф.
Для возможности использования электровоза по усам, где нет контактной сети, на электровозе установлен силовой агрегат. Агрегат состоит из дизельного двигателя Д-54, приводящего в движение синхронный генератор СГ-60/6. В отсеке, где установлен двигатель Д-54, монтируется электронагреватель, получающий электроэнергию от контактной сети. За время движения электровоза по магистрали в зимнее время электронагреватели успеют нагреть двигатель с тем, чтобы его легко можно было запустить при подъезде к усу. В летнее время электронагреватель не включается.
Электровоз снабжен двумя пантографами 1-го Ленинградского ВАРЗ.
Экипажная часть изготовлена по типу серийной самоходной электростанции СЭП-2М.
Электровоз ЭЛ-2
Электровоз ЭЛ-2 создается на базе тепловоза ТУэ-4. В отличие от электровоза ЭЛ-1 электровоз ЭЛ-2 оборудован 4 тяговыми двигателями постоянного тока типа ДК-801А. Для преобразования переменного тока напряжением 10 000 в в постоянный 250 в на электровозе устанавливается понижающий трансформатор и мотогенераторный агрегат, состоящий из трехфазного асинхронного электродвигателя и генератора постоянного тока. Опытная проверка электровозов ЭЛ-1 и ЭЛ-2 даст возможность выбрать наиболее целесообразную конструкцию лесовозного электровоза.
Таблица 19
Основные параметры опытных электровозов колеи 750 мм
Наименование параметров |
Тип электровоза |
||
---|---|---|---|
П-КО-1 |
ЭЛ-1 |
ЭЛ-2 |
|
Сцепной вес (в т) |
28 |
16 |
16 |
Осевая формула |
0-2-0 + 0-2-0 |
||
Нагрузка на ось (в т) |
7 |
4 |
4 |
Жесткая база (в мм) |
2000 |
- |
1500 |
Расстояние между шкворнями тележек (в мм) |
5200 |
- |
3200 |
Диаметр движущих колес (в мм) |
900 |
- |
750 |
Длина электровоза между буферами (в мм) |
10400 |
- |
7800 |
Ширина электровоза (в мм) |
2650 |
- |
2200 |
Высота электровоза от головки рельс до рабочей поверхности лыжи токоприемника: |
|||
в опущенном положении (в мм) |
3680 |
- |
- |
в рабочем положении (в мм) |
3840-5800 |
- |
- |
Наибольшая скорость движения (в км/час) |
50 |
22,5 |
35 |
Наименьший радиус вписывания электровоза в кривую (в м) |
60 |
- |
50 |
Часовое тяговое усилие (в кг) |
4760 |
3600 |
3600 |
Род тока контактной сети |
Переменный однофазный |
Переменный |
|
Рабочее напряжение контактной сети (в в) |
6000 |
10 000 |
10 000 |
Тип преобразователя |
Ртутный выпрямитель |
Трансформатор |
Трансформатор, мотор-генератор |
Род преобразованного тока |
Постоянный |
Переменный трехфазный |
Постоянный |
Напряжение преобразованного тока (в в) |
600 |
400 |
250 |
Тип тяговых двигателей |
ДК-806А |
АК-72-4 |
ДК-801А |
Количество тяговых двигателей |
4 |
2 |
4 |
Суммарная мощность тяговых двигателей часовая (в квт) |
248 |
75 |
82,4 |
Узкоколейные
паровозы
159, П-24 (ПТ-4, ВП-1, Кч-4, Кп-4,
Кв-4, ВП-2, ВП-3, ВП-4), ОП-2, ГР, ВТ-1
Технические
характеристики паровозов
159, ПТ-4, ВП-4, ОП-2, ГР
Узкоколейные
тепловозы (мотовозы)
МУЗГ-4 и МУЗ-4, МУЗ-4-Д, ДМ-54, ТУэ-4
(МДэ-4), ТУ-2