СОРТАВАЛА
Дата:
13 - 17 августа 2001 года
Участники:
Александр Готовцев, Игорь Копайсов
Маршрут:
Санкт-Петербург - Кузнечное - Сортавала - Валаам - Сортавала - Янисъярви - Питкяранта - Лодейное Поле - Санкт-Петербург (786 км)
Содержание:
Текст и 28 фотографий
Особая благодарность за ценные добавления и исправления
Andrew Heninen
Приятно, когда задуманное осуществляется! Итак, с 13 по 17 августа с.г. я проехал-таки по маршруту длинной 786 км Санкт-Петербург-Фин. - Хиитола - Сортавала - Янисъярви - Лодейное Поле - Санкт-Петербург-Главн. вокруг Ладоги. Сразу оговорюсь, что главной целю этой поездки (как и поездки в Выборг с Александром Кондаковым 10.08) не была железная дорога, но кое-что интересное удалось заметить.
Значит по порядку.
САНКТ-ПЕТЕРБУРГ-ФИНЛЯНДСКИЙ (0 км.)
Сложность заключалась в том, что у Александра, моего напарника по поездке, не было пропуска в погранзону, точнее он был, но на руках у его супруги, которая приезжала в тот день из Сортавалы. Потому нам пришлось встретить костомукшский поезд (прибытие кажется в 15.54). На Финляндском стоят турникеты - надо как-то просочиться. Подхожу к кассе, требую перронный билет, говорят - нету таких, идите к контролёру и объясняйте ситуацию, он вам даст талончики для входа и выхода. Контролёр ничего не дал, просто пропустил и посоветовал обратно идти через него же. Проникнув на перрон билеты решили не брать, а подождать час до отправления нашей электрички N 6569 до Кузнечного (16:55), согласованной с поездом N 6457 Кузнечное - Сортавала. Возникла одна сложность - в закрытой зоне не оказалось туалетов! Пришлось ещё раз выходить в город (билеты якобы у приятеля остались) и проникать на вокзал.
Под посадку подали ЭР2-667. Что удивительно - поезд почти со всеми остановками, следующий идёт до Сосново через 17 минут, но всё одно - народ, ехавший не дальше Сосново заполнил наш поезд под завязку. Более-менее стало возможно дышать лишь после Токсово.
Не буду описывать участок до Приозерска, скажу лишь, что в районе Грузино мы исправно заплатили по 20 рублей штрафа при цене билета 48 рублей.
ПРИОЗЕРСК (145 км)
Через 2 часа 54 минуты прибыли в Приозерск, идём по расписанию - это хорошо. Хотя, поезд в Кузнечном в любом случае дожидается электричку, на сколько бы она не опоздала. В Приозерске, в чётной (северной) горловине обнаружился поворотный круг, точно такой же, как на фотографиях станции Сортавала. Платформы между Приозерском и Кузнечным (148 км и 152 км) короткие - выход только из трёх первых вагонов.
КУЗНЕЧНОЕ (160 км)
В самом Кузнечном платформа тоже вагонов на 6, не больше. Приезжаем - станция пуста. Стоят два маневровых (видимо вывозные на карьер). Минут через 10 ко второй, низкой платформе, приходит поезд из Сортавалы. Четыре межобластных вагона (62 места) тянет 2М62У-0010! На борту трафарет СУОЯРВИ, и ещё забавный трафарет на одной из секций - ОКТ.Д.Ж. :-)
Происходит перемещение пассажиров из подкидыша в электричку и наоборот. Народу достаточно - почти все места заняты. В поезд садятся погранцы, офицер и четыре солдатика, проверку начинают не дожидаясь отправления и успевают проверить всех. Проверяют довольно тщательно, сличают пропуск, паспорт и лицо. Отправление. Через несколько минут подъезжаем к границе погранзоны, которая похоже совпадает с границей Ленинградской области и Карелии. Колючая проволока на столбах, следовая полоса. По линии ж.д. в колючке естественно разрыв, но тут будка, где сидит овчарка на длинной цепи. Останавливаемся, чтобы высадить погранцов. Пограничный пёс Алый деловито водит взглядом по составу, высунув морду из будки, взгляд недобрый.
По вагону проходит девушка (именно девушка, а не "тётка") с катушками билетиков, как в троллейбусе, и настоятельно предлагает их купить. Нам было продано (на двоих) 2 билета с надписью "Основной билет д/проезда в пригородном поезде" по 50 коп. штучка (форма по ОКУД 0751119 Лу-97пко) и 10 билетов "Дополн. билет д/проезда в пригородном поезде" разного достоинства: по 10 руб., 2 руб. и 30 коп. штучка (форма по ОКУД 0751120 Лу-97пкд). Всего на сумму 57 руб. 60 коп.
Едем дальше, небольшие, по 1-2 минуты остановки. Станционные здания все старые, финские. Из примечательных - Хиитола, Элисенваара, Яккима (Лахденпохья).
http://lahdenpohja.onego.ru/
http://heninen.net/lahdenpohja/
Названия станций написаны сразу двумя алфавитами - кириллицей и латиницей (Карелия осталась единственным субъектом РФ, использующим латиницу). Но не по-карельски, а именно латиницей, абстактной, причём с какими-то неочевидными правилами транскрипции. И висит это дело с глубоких советских времен. Как потом выяснилось, иногда надписи не совпадают. Ильинская, Олонец по-карельски звучат по другому, а на вокзалах так и написано - кириллицей одно, латиницей - совсем иное.
ЭЛИСЕНВААРА (199 км)
Ветка на Сювяоро похоже что жива, во всяком случае путь от станции в ту сторону цел. Не скажу, что очень наезжен, но вполне в приличном состоянии. В Элисенваара начинает темнеть - дальше ничего не видно.
СОРТАВАЛА (264 км)
Прибываем в Сортавала в 23.06. Ничего не осматриваем, сразу идем в гостиницу. Гостиницы в Сортавале - особая песня. На 20 тыс. местного населения - штук 8 гостиниц! Город живёт за счёт туризма, в основном - из Финляндии. Первую ночь провели в гостинице СОРТАВАЛА. Двухместный номер с удобствами (включая постоянно имеющуюся горячую воду) и телевизором - 280 руб. На следующую остановились в гостинице СОФИЯ, там - 210 руб. (правда два санузла на 8 номеров, зато с утра кофе в кофейнике приносят с домашним молоком и полы засланы домотанными цветастыми половичками).
Во вторник отправились изучать город. Обошли всё, что только можно. Городок замечательный, не буду углубляться, загляните на http://heninen.net/sortavala/.
В среду отправились на Валаам (http://www.valaam.ru). Кого интересует - обычный пароход идёт туда 2 часа, на подводных крыльях (МЕТЕОР, СЕРАФИМ) - 45 минут. Времени отправления чёткого нет, где-то между 9 и 11 утра, обратно с Валаама с 13 до 18. Из Сортавалы отправление из Ваккалахти и от гостиницы ПИИПУНПИХА (ТРУБА ВО ДВОРЕ). Плата (команде) от 70 до 100 руб. в одну сторону. На всякий случай даю номер телефона на теплоходе СЕРАФИМ (81430)42894 (звонить вечером, когда он у причала).
Кстати, Валаам - один из путей проникновения в погранзону без пропуска. Подходите вечером на Речной вокзал в Петербурге, находите там теплоходы С-Петербург, Кронштадт, Родина или А.Попов и говорите кому-нибудь из членов команды "Хочу на Валаам!" Стоит это сейчас 300 руб. (правда за эти деньги вас только на борт пустят и может быть где-то пристроят на ночь). Приходите на Валаам утром, день гуляете по острову, а вечерком - в Сортавалу.
Теперь о станции Сортавала. На http://heninen.net/sortavala/rata/ есть фото нового и старого зданий вокзала. Старого сейчас уже нет - снесли. Новое используется большей частью под разные ж.д. конторы. Уютный зал ожидания и кассы открываются только перед прибытием поезда.
Расписание движения поездов по ст. Сортавала
N поезда | Маршрут | Прибыт. | Стоян. | Отправ. | Дни |
249 пасс. | СПб - Костомукша | 03.00 | 20 | 03.20 | чётн. (30, 1, 4) |
679 вагон | Элисенваара* - Петрозаводск | 03.00 | 20 | 03.20 | чётн. (30, 1, 4) |
6452 приг. | Сортавала - Кузнечное | - | - | 04.55 | ежедн. |
250 пасс. | Костомукша - СПб | 09.40 | 20 | 10.00 | нечётн. (31, 2, 3) |
680 вагон | Петрозаводск - Элисенваара* | 09.40 | 20 | 10.00 | нечётн. (31, 2, 3) |
6451 приг. | Кузнечное - Сортавала | 10.55 | - | - | ежедн. |
6456 приг. | Сортавала - Кузнечное | - | - | 17.15 | ежедн. |
6457 приг. | Кузнечное - Сортавала | 23.06 | - | - | ежедн. |
* Как потом сказала мне проводница, вагон(ы) 679/680 фактически ходят не до Элисенваары, а до Петербурга. В Суоярви эти вагоны меняются на вагоны Петрозаводск - Костомукша.
Станция в кривой, платформа всего одна. Между ближним к платформе и следующим путём проложена узкоколейка (около 600 мм) для вагонеток с инвентарём. Видимо, из-за этой то кривой новый вокзал поставили на том же месте, что и старый (внутри кривой), это очень неудобно - город с другой стороны ж.д. и, по правилам надо бы всем обходить станцию и бывшее депо, чтобы попасть в город. Все же естественно идут через пути, но очень осторожно, так как там часто бывают милицейские засады.
Прямо напротив вокзала стоит на дальнем пути вагон автомотрисы АПЧ 2-016-4 в родной серебристо-оранжево-зелёной раскраске. Срисовал заводскую табличку:
VAGONKA STUDENKA (над О и Е чёрточки)
KONCERNOVY PODNIK STUDENKA
Чехословакия 1988 год
N 91181
И еще надписи: мест 123, тара 38 т, отопление 3 х 380 В. Есть фото вагона. Ссылки на все фотографии внизу страницы.
Идём в бывшее депо. Замечаем несколько вагонов Д1, переоборудованных в сараи. Доходим до поворотного круга, и рядышком стоит на том самом месте, что на фото, паровоз Эр-771-11.
На табличке: Заводы им. Готвальда, 1950 год, зав. номер разобрать не удалось. Паровоз переделан на нефтяное отопление. Со слов местных работников он зимой работает как парогенератор, но на ходу - его время от времени таскают по депо. Своим ходом последний раз бегал в 1991 году. Полное освидетельствование паровоз прошёл в 1999 году. Всё вполне исправно, все стеклышки на месте, манометр, только дышло одно снято. Всё смазано, подкрашено и т.п.
Будка открыта, никого нет, залезай не хочу... Конечно же хочу! Залез, всё что можно сфотографировал снаружи, внутри. Правда хороших видов не получилось, паровоз стоит крайне неудачно - зажат с двух сторон зданиями. Появился какой-то сотрудник ж.д. На ходу грозно спросил: "Чего снимаешь военный объект в пограничной зоне!?" И не дождавшись ответа пошёл дальше :-)
Рядом стоит несколько М62 и 2М62, все с трафаретом ТЧ-30 СУОЯРВИ. Более того, встречались экземпляры, где эта надпись была сделана поверх жёлтого прямоугольника - явно что-то замазано (значит, их откуда-то в Суоярви переводят, а возможно, что в связи с ликвидацией ТЧ-29, локомотивного депо Сортавала, просто заменили надпись). Вообще ничего другого кроме "машек" из магистральных локомотивов я до самого Лодейного Поля не видел. Исключение - ТЭП70 ТЧ-14, который привёз костомукшский поезд в Сортавалу и тянул его до Янисъярви и дальше.
По поводу добирания до линии Янисъярви - Лодейное Поле из Сортавалы. Существуют 2 автобусных рейса отправлением из Сортавалы в 6.30 и 16.30 до Петрозаводска через Олонец. Можно было на утреннем добраться до Ляскеля (час пути) и там 7,5 часов ждать поезда. Но хотелось весь маршрут проделать по ж.д. Местные таксисты берут 6 руб. за 1 км, итого до Ляскеля запросили 180 руб., но можно сторговаться за 150.
Итак, решительно отвергнув предложения Александра поехать на машине, идём ночью на вокзал и берём билеты в поезд 249 СПб - Костомукша отправлением из Сортавала в 03.20 и прибытием в Янисъярви в 4.51. Два билета в общий вагон обошлись нам в 115 рублей. В кассе установлен терминал Экспресс-2.
Дождались поезда, который, как я уже говорил привёз ТЭП70 ТЧ-14. Поезд достаточно длинный - вагонов 17. Наш вагон - межобластной, почти все места опять заняты. Ночь, ничего не видно...
ХЕЛЮЛЯ (270 км)
Всего в 5 км от Сортавалы. Хелюля - фактически часть города, там расположен мебельно-лыжный комбинат (помните лыжи SORTAVALA?) потому Хелюля - станция.
РЮТТЮ (279 км)
Родственница Александра, к которой мы заходили в Сортавале, сказала, что на станции стоит несколько паровозов на боковом пути, прямо напротив вокзала. Ни то что паровозов - самой станции нет - разобрана. Но, как написал мне потом Andrew Heninen, ещё лет пять тому назад там стояло более десятка паровозов.
КААЛАМО (293 км)
Всё ещё станция - подъездные пути к Рускеальским гранитным карьерам.
МАТКАСЕЛЬКЯ (301 км)
На станции стоят составы с лесом, в основном - баланс для финских ЦБК. Карельская ж.д., построенная в 1893 году, идёт прямо, на Вяртсиля (http://heninen.net/vartsila/) и оттуда в Нирала (Финляндия). До границы отсюда 8 км по прямой. Мы же уходим направо, по линии на Суоярви, построенной финнами в 1920 (1924?) году. Да, на участке Маткаселькя - Вяртсиля пассажирского движения нет.
АЛАЛАМПИ (318 км)
Ничем не примечательный о.п. среди карельских лесов.
ЯНИСЪЯРВИ (325 км)
Приехали. Довольно приличное двухэтажное здание вокзала финских времён. Первым делом бросаюсь смотреть расписание - ведь в случае отмены поезда на Лодейное Поле, нам пришлось бы ждать 27 часов обратного поезда из Костомукши!
Расписание движения поездов по ст. Янисъярви
N поезда | Маршрут | Прибыт. | Стоян. | Отправ. | Дни |
249 пасс. | СПб - Костомукша | 04.51 | 10 | 05.01 | чётн. (30, 1, 4) |
250 пасс. | Костомукша - СПб | 07.50 | 13 | 08.03 | нечётн. (31, 2, 3) |
964 грузо-пасс. | Питкяранта - Янисъярви | 14.02 | - | - | ежедн. |
963 грузо-пасс. | Янисъярви - Питкяранта | - | (30) | 14.32 | ежедн. |
Всё не так плохо! Более того в 8.15 должен пойти автобус до Питкаранты (замечу, что он проходит вдоль всех станций по дороге).
Выхожу из вокзала и вижу 2 молодых людей, парня и девушку лет 25, оба в шортах, с маленькими сумочками, которые подходят к дежурной и задают совершенно обескураживший вопрос: "Вы не скажите, как нам пройти к границе?" У дежурной вытягивается лицо, всё что она смогла ответить: "Вам не сюда". Оказалось, ребят не разбудили в Маткаселькя, а из Янисъярви до перехода в Вяртсиля добраться ох как не просто! Выручил какой-то местный, согласившийся доставить туристов до Ляскеля, а оттуда им придётся через Сортавалу как-то пробираться до перехода.
Определившись с проспавшими, дежурная занялась нами. Выяснив, что мы здесь будем ждать поезда на Питкяранту, согласилась оставить открытым вокзал, где мы и попытались поспать на полу часика 4. В зале ожидания стоит замечательная финская печка, рядом с ней лежат дрова и растопка. В стене небольшой люк (окно приёма ручной клади на хранение кассиром), море всевозможных объявлений по поводу проезда по РЖД, расписания с вокзалов Петербурга и Москвы - одним словом цивилизация! Жаль только комнат отдыха для транзитных пассажиров нету :-(
Проснулись поутру от каких-то криков на улице, оказалось - путейцы занялись ремонтом 2 пути. Пошли исследовать место пребывания. Сразу за станцией магазин (работающий!), остановка автобуса, вокруг домов 10-15. На самой станции обнаружилась опора линии связи с приспособленными под пасынки обрезками рельсов. Так вот один рельс был судя по клейму 1893 года рождения! На другом стояла маркировка ЮВЖД. С первым то понятно - рельс Карельской ж.д., а вот как второй туда занесло? С северной стороны станции, на горке, водонапорная башня и остатки разворотного треугольника. Прогулялись до озера Янисъярви и даже попытались искупнуться. В лесу море брусники, грибов мало.
За всё время, пока мы были в Янисъярви, заметили 3 поезда в сторону границы и 1 от неё. Груз - по большей части тот же баланс.
За полчаса до прибытия поезда пришла кассир (она же дежурная). Экспресса там никакого нету, потому для продажи билетов в плацкартный вагон до СПб необходимо связываться с диспетчером. Ушла звонить, вернулась, сказала, что нет связи, и всё, что она может сделать, так это продать нам билеты в общий вагон. Посоветовала взять общие до Питкяранты, а там, во время стоянки, купить плацкартные до СПб. Так и порешили. Каждый билет обошёлся что-то около 30 руб.
Наш грузопассажирский 964-ый опоздал на 30 минут. 4 пассажирских вагона привели 2М62-0386 и ТЭМ2-3216!!! Кто кого тянул - не понятно, двигатели работали во всех трёх секциях. Привёз этот монстр аж 8 пассажиров!
Проводники занялись уборкой вагонов. Локомотивы отцепили и перегнали на другой путь, нас подхватил М62, незадолго до этого пришедший со стороны Суоярви, и мы отправились на музейную ж.д. Янисъярви - Лодейное Поле с опозданием в 45 минут. На этот раз пассажиров в поезде ехало всего двое - я и Александр.
Нумерация километров идёт от Янисъярви. Это и понятно, дорога строилась с севера на юг. В 1924 году, через 4 года после появления станции Янисъярви, построили ответвление до Харлу (9 км), в том же году, но чуть позже его продлили до Ляскеля (8 км). В 1930 (по другим данным в 1933) финны дотянули линию через Питкяранту до Иля-Ууксу (52 км). Когда территория оказалась советской, дорогу за 1 год успели продолжить до Олонца (100 км). В 1944 году разрушенную дорогу восстановили и продлили чуть ближе к Лодейному Полю (до Мегреги). В 1972 году, для лучшего транспортного сообщения с Питкярантой и целлюлозным заводом, соорудили автомобильно-железнодорожный мост через Свирь, соединив эту тупиковую ветку с Мурманской ж.д. в Лодейном Поле.
Состав нашего поезда включал как бы две половинки, в каждой из которых 1 межобластной и 1 плацкартный вагон. Половинки - потому что в Лодейном Поле они расходятся в разные стороны - в Петербург и в Петрозаводск. Бригада петрозаводская, ездят по следующей схеме Петрозаводск - Лодейное Поле - Янисъярви - Лодейное Поле - Петербург - Лодейное Поле - Янисъярви - Лодейное Поле - Петрозаводск. Формально это три поезда: 957/958 Петрозаводск - Петербург, 959/960 Лодейное Поле - Питкяранта и 963/964 Питкяранта - Янисъярви, а физически одни и те же вагоны.
ХЯМЕКОСКИ (330 км)
О.п. в удалённой части посёлка Харлу, бывшего уездного центра (до 1944 года). Похоже, что этот о.п. был когда-то небольшим разъездом.
ХАРЛУ (334 км)
При подъезде к Харлу высовываюсь в окошко в надежде увидеть семафор. Впереди показывается обычный линзовый трёхглазый светофор, что меня несколько расстраивает. Приглядевшись, замечаю на нём чёрный крест - недействующий значит сигнал. И вдруг впереди появляется красная металлическая мачта с двумя крыльями! Вот он! Но на семафоре тоже оказывается чёрный крест, тяга (трос) к семафору отсутствует, линзы на семафоре разбиты, но столбики с роликами, рычаг с противовесом и переводное колесо у стрелочного поста живы.
Подъехав к вокзалу, понимаю причину не действия сигналов. Станция разобрана и превратилась в о.п. Чётный семафор также закрещен, но стоит, все устройства на месте. Перед ним, на положенном расстоянии, большие дощатые белые предупредительные щиты с чёрными наклонными полосами, одной, двумя, тремя (по мере приближения ко входному).
ЛЯСКЕЛЯ (342 км)
Первая станция на пути. Фотографирую ЖИВЫЕ семафоры. Глядя из окна назад дожидаюсь закрытия семафора - опускания его крыла. Все семафоры на этом участке двукрылые. Наш поезд везде принимали на главный путь, потому работало только верхнее крыло, нижнее - поднято вверх вдоль опоры. А если бы принимали на боковой, то поднялись бы оба крыла. Цветные линзы все на месте, в старые керосиновые фонари вставлены электрические лампы и от здания станции идет тонким проводом 220В для них. Ночью зажигают.
На станции впервые в жизни вижу обмен жезлами между машинистом и ДСП. Сфотографировать этот процесс я так и не решился, ехали мы в последнем вагоне, а стоянки везде по 1-2 минуте. Да и согласитесь, снимать железяки одно дело, а тут живые люди...
Устройство семафоров на этом участке достаточно подробно описал Сергей Харебов в своём письме в лист рассылки 1520mm:
"Входной семафор устанавливается от входных стрелок станции на расстоянии нескольких сот метров, определяется расчетом. Рядом со стрелками находиться обычно будочка - стрелочный пост. Там сидит стрелочница. Она переводит стрелки. Около стрелочного поста смонтировано средних размеров колесо с ручкой. А на семафоре есть тоже колесико, при повороте которого при помощи рычага поднимается или опускается крыло. Вот это колесо у поста и колесико на семафоре охвачены стальной проволокой или тросиком. Примерно посередине между постом и семафором стоит рычаг с грузом и несколькими блоками для натяжения тросика. После разрешения дежурной по станции стрелочница выходит, отпирает ключем свое колесо и ручкой его поворачивает на 120 градусов примерно. Через тросы вращение передается колесику на семафоре. И там по канавке в теле этого колесика скользит рычаг и поднимает крыло. Короче, управление семафором механическое."
Пограничники иногда (правда в последнее время редко) садятся на поезд в Ляскеля и проверяют тех, кто едет до Харлу, Хямекоски и Янисъярви. Если же сойти в Ляскеля, а дальше, до Сортавалы, добираться на машине, то не миновать поста на разилке дорог на Сортавалу и Вяртсиля. Сам там не был, но местные говорят, что проверяют. А чего бы не проверить? Грех упускать солдатикам такой шанс заработать на сигареты и горькую!
По сортавальским слухам, в тех краях соблюдается режим погранзоны по просьбе финской стороны. Нас то они якобы не боятся, но вот представителей всяческих пуштунских племён, пробирающихся в Европу через Среднюю Азию и Россию, очень не любят вылавливать на своей территории. А случаи такие были, что именно этих ребят и высаживали с поезда.
В Ляскеля, на берегу Ладоги есть какой-то завод, к которому от посёлка вела 750-мм узкоколейка, длинной 6,2 км, построенная в 1916 году (т.е. когда ещё не было станции стандартной колеи). В 1970-х её перешили на 1520 мм. Подъездной путь отходил к юго-востоку от станции и, описав дугу, нырял под путепровод на основной линии. Путепровод сохранился и сейчас, а вот лежит ли подъездной путь сказать не могу, и вот почему.
Уломал я нашу проводницу открыть торцевую дверь, чтобы из её проёма сфотографировать чётный семафор. Она почему-то так боялась это делать, что даже когда открыла дверь держала меня сзади за футболку - чтоб не выпал. Семафор то я сфотографировал, а вот под путепровод заглянуть не смог, он как раз в том месте был.
Потом проводница открывала дверь для фото ещё раз. Перегон Ляскеля - Леппясилта проходит по красивейшим местам! Временами путь проложен в коридоре, вырубленном в гранитных скалах. Высота отвесных стен иногда больше 20 м. Едешь в этом коридоре, как в туннеле, только крыши нет, а так выглянешь в окно - в там стены, верха которых не видно. Похоже на то место около Монрепо в Выборге, где мы с Александром Кондаковым вели фотоохоту на поезд. Только в Выборге гранит розоватый и скала состоит из крупных блоков, а здесь он тёмно-серый и "колючий", как бы "мелкокристаллический". Жаль, удалось снять далеко не самую высокую просечку в скале.
ИМПИЛАХТИ (358 км)
Бывшая станция, а ныне о.п. в стороне от жилья. Импилахти, тоже бывший уездный (приходской) центр находится в 1,5 км от ж.д. Следов семафоров нет.
ЛЕППЯСИЛТА (363 км)
Станция. Семафоры стоят и действуют. Больше ничего примечательного, кругом лес.
КОЙРИНОЯ (373 км)
О.п. посреди какого-то песчаного пустыря. Рядом, на опушке леса несколько домиков и недостроенные монстроидальные современные ангары - видимо задумывалось что-то вроде крупного складского терминала, ведь рядом город Питкяранта.
ПИТКЯРАНТА (384 км)
http://pitkaranta.onego.ru
http://heninen.net/pitkaranta/
Питкяранта - довольно крупный город у берега Ладоги, застроенный современными многоэтажками. Его преображение в советское время связано с реконструкцией в 1960-х годах целлюлозного завода на острове Пусунсаари, напротив города, построенного ещё в 1921 году британской фирмой Diesen Wood. Ветер в тот день был южный, и когда поезд подходил к вокзалу с завода так дунуло, такой вонью, что я предпочёл поскорее закрыть окно.
Станция сравнительно большая, но почти пустая. Построен новый вокзал (совмещённый с автовокзалом) в том же, что и в Сортавале кирпично-черепичном стиле. В качестве входных сигналов как и везде - семафоры.
Расписание движения поездов по ст. Питкяранта
N поезда | Маршрут | Прибыт. | Стоян. | Отправ. | Дни |
960 грузо-пасс. | Лодейное Поле - Питкяранта | 11.30 | - | - | ежедн. |
964 грузо-пасс. | Питкяранта - Янисъярви | - | (30) | 12.00 | ежедн. |
963 грузо-пасс. | Янисъярви - Питкяранта | 16.34 | - | - | ежедн. |
959 грузо-пасс. | Питкяранта - Лодейное Поле | - | (56) | 17.30 | ежедн. |
По прибытии - бегом на вокзал, за билетами. Отправились мы с конечной с опозданием в 45 минут, а по пути минут 20 нагнали, но всё равно, мы с цейтноте, потому стоянка может быть сокращена до минимума. В кассе терминала Экспресса не оказалось, билеты выписывают вручную. Плацкартных билетов, впрочем, тоже не оказалось, а пока я раздумывал, выстроилась очередь, и кассир истошным голосом стала кричать, что де мол поезд может отправиться в любой момент, потому идите к проводникам и покупайте билеты у них. Оценив время выписывания одного билета и пересчитав людей, стоявших передо мной, я и ещё несколько человек воспользовались её советом. Однако энтузиазма у проводника это не вызвало, но потом над нами сжалились и пустили внутрь. Да, в здании вокзала есть магазин, где можно не только закупить пива в дорогу, но и запастись горячими блинчиками.
Наш межобластной общий вагон к тому времени заполнился больше чем наполовину. Уже после отправления с "безбилетников" собрали паспорта и начали оформлять "квитанции разных сборов". Забавно было смотреть, как в салон выходил проводник и по имени-отчеству вызывал для расплаты: "Игорь Анатольевич, пройдите, пожалуйста, в служебку!" Общий билет из Питкяранты в СПб обошёлся в 80 руб.
ИЛЯ-УУКСУ (394 км)
Хотя во всех расписаниях в качестве места остановки значится Иля-Ууксу, поезд останавливается на о.п. Ууксу-II, которых находится в 1 км за Иля-Ууксу. Сама же эта некогда тупиковая станция разобрана, нет даже пассажирского здания и платформы, нет и остатков семафоров. Табличка ИЛЯ-УУКСУ прибита прямо к стволу дерева. Проезжаем без остановки.
САЛМИ (416 км)
Недалеко от станции ж.д. линия красиво огибает гору, на которой - руины православной церкви (самой большой православной церкви финского Приладожья), разрушенной в войну 1939-40 годов. Салми - станция, семафоры на месте, работают. В Салми наблюдаю первое за всё время пути скрещение со встречным товарняком. Рельеф после станции резко меняется, уже нет скал, в окно видны только песчаные холмы, смешанные леса, да поля.
КУРКУНКУЛА (428 км)
Обычный о.п., бывший когда-то разъездом. Семафоров нет.
ПОГРАНКОНДУШИ (442 км)
Погранкондуши - разобранная станция. Но ни семафоров, не устройств для управления ими не осталось. Стрелки разобрали, а пути лежат, причём между рельсами растут деревья высотой метров 5-6. Посёлок Погранкондуши примечателен тем, что это первый населённый пункт на территории СССР до 1939 года. Видимо отсюда и название.
ВИДЛИЦА (454 км)
Незадолго до Видлицы (но на перегоне) с нашим поездом решила поиграть собака. Она бежала вдоль путей и гавкала на железного коня. Причём, время от времени она его обгоняла, останавливалась, чуть пропускала вперёд и опять бежала. Никто не знает, какая максимальная скорость у дворняжки? :-)
Видлица - станция со всеми полагающимися атрибутами, семафорами, ручными стрелками, деревянным пассажирским зданием и передачей жезла.
ИЛЬИНСКАЯ (480 км)
Достаточно крупная станция, на которой много лесовозных вагонов, два наезженных подъездных пути ведут из обоих горловин куда-то в леса (вроде как в Ильинском есть лесо-деревообрабатывающий комбинат). По-карельски Ильинский называется Алавойнен (Alavoinen, Нижний - в смысле Нижний Олонец, так как есть еще и Верхний Олонец выше по той же самой реке). Именно так и обозначено название этой станции. Факт различного наименования станций на двух языках сам по себе интересный. Ведь если я не ошибаюсь, на вывесках пишут не название населённого пункта, а именно название станции.
ТУУКСА (488 км)
О.п. посреди поля. Тоже очень похоже, что раньше это был разъезд.
ОЛОНЕЦ (494 км)
До XVIII века был достаточно важным городам, а сейчас.... Ничего примечательного из окон заметить не удалось. Как оказалось, на Ильинской мы простились с семафорами. На ст. Олонец, как и везде далее - только светофоры. Видимо ЭЦ на станции соорудили в 70-х, когда строили линию Олонец (Мегрега) - Лодейное Поле. Олонец - единственная на всём пути станция с каменным пассажирским зданием (постройки 50-60-х годов).
ИНЕМА (522 км)
Первый населённый пункт в Ленинградской области. Станция разобрана. Хотя было на ней путей 6-7 не меньше.
Как нам сказали после Олонца, в плацкартном вагоне осталось 10 свободных мест. Но оформить доплату в вагоне почему-то наотрез отказались. Говорят, их петрозаводское начальство этого очень не любит. Посоветовали за время стоянки в Лодейном Поле оформить доплату в кассе. Вот здорово! И так у нас не билеты, а какие-то 2 квитанции у каждого, так нам к ним ещё одну выпишут.
ЛОДЕЙНОЕ ПОЛЕ (544 км)
Преодолеваем Свирь по совмещённому авто- ж.д.- мосту (в одном уровне) и наконец, с опозданием всего в 15 минут, прибываем в Лодейное Поле. Резкой контраст. Большие (правда с выбитыми стёклами и пустые) станционные здания, опоры контактной подвески...
На станции всего одна пассажирская платформа, но зато высокая. Нас принимают на соседний путь и выпускают на узкое междупутье. Настолько узкое, что когда на путь у платформы приняли электропоезд из Петербурга, двум людям было сложно разойтись. Электричка оказалась ЭТ2М-035 (???) с ужасными пластиковыми оранжевыми сиденьями.
Здесь нам предстоит провести 4 часа, но гулять по городу желания нет, есть огромное желание поспать. Перемещаюсь к кассе, оформляю доплату (31,40 руб. с носа). Над городом постоянно кружат военные самолёты, а может быть не кружат, а взлетают с интервалом минут в 5 с расположенного неподалёку аэродрома. Самих самолётов не видно, только дикий рёв. А ещё говорят у наших ВВС горючего нет для полётов. Ничего себе нет! Уже потом я узнал, что как раз в это время по Свири проплывал президентский теплоход РОССИЯ с ВВП на борту. Неужели это охрана с воздуха?
Стоя в очереди в кассу, срисовываю расписание пригородных поездов, расписание несколько странное, но что было, то и записал. Дальние поленился переписывать (кроме СПб - Петрозаводск), скажу лишь, что стоят все дальние в Лодейном Поле по 35 минут.
Расписание движения некоторых поездов по ст. Лодейное Поле
N поезда | Маршрут | Прибыт. | Стоян. | Отправ. | Дни |
6015 приг. | ? | ? | ? | ? | ? |
657/658 пасс. | Петрозаводск - СПб | 01.59 | 35 | 02.34 | ежедн. |
657/658 пасс. | СПб - Петрозаводск | 02.30 | 35 | 03.05 | ежедн. |
6011 приг. | Лодейное Поле - СПб | - | - | 05.25 | ежедн. |
960 грузо-пасс. | Лодейное Поле - Питкяранта | - | (04.00) | 06.30 | ежедн. |
6014 приг. | Лодейное Поле - Токари | - | - | 07.25 | ежедн. |
6032 приг. | Волховстрой - Подпорожье | 11.11 | 14 | 11.25 | ежедн. |
6031 приг. | Подпорожье - Волховстрой | 13.47 | 8 | 13.55 | ежедн. |
? | Волховстрой - Лодейное Поле | 17.12 | - | - | ежедн. |
? | Лодейное Поле - Волховстрой | - | - | 17.35 | ежедн. |
? | Лодейное Поле - Токари | - | - | 18.30 | ежедн. |
6013 приг. | Токари - Лодейное Поле | 20.04 | - | - | ежедн. |
959 грузо-пасс. | Питкяранта - Лодейное Поле | 22.25 | (04.09) | - | ежедн. |
6012 приг. | СПб - Лодейное Поле | - | - | 23.20 | ежедн. |
Наконец-то у меня есть спальное место! Берём бельё, растягиваемся на полках и мгновенно засыпаем. Из ночных впечатлений запомнились манёвры, производимые лодейнопольскими машинистами-виртуозами. От удара при прицепке вагона я мгновенно проснулся и схватился за какой-то крюк на стене. Удар был такой силы, что на столе попадала посуда, а из разных концов вагона донеслись матюги... Надеюсь, что никто не свалился, так как вскоре всё опять затихло.
САНКТ-ПЕТЕРБУРГ-ГЛАВНЫЙ (786 км)
Кое-как продрав глаза, узнаю знакомые пейзажи за окном. Наш вагон имеет номер 19, следующий (межобластной, на котором мы ехали из Янисъярви в Лодейное Поле) - 21. Не знаю, сколько там фактически вагонов, но когда мы прибыли на вокзал, вагона три у 7-ой платформы не уместились, пришлось выпрыгивать на пути.
Спустившись в метро и доехав до станции Площадь Ленина мы фактически вернулись в ту же точку, замкнув нашу Ладожскую кругосветку.
СПАСИБО всем дочитавшим!
ФОТОГРАФИИ
Автор всех снимков - Игорь Копайсов