ИСАКОГОРКА
(Архангельск)
Дата:
3 ноября 2001 года
Участник:
Игорь Копайсов
Маршрут:
Санкт-Петербург - Москва - Архангельск - Санкт-Петербург
Содержание:
Текст и 18 фотографий
Предыстория поездки такова. Возвращаясь 29 октября 2001 года утренним поездом N 675 из Онеги в Архангельск, из окна вагона заметил стоящий в северной горловине станции Исакогорка в очень хорошем состоянии паровоз. Номер/серию разглядеть не успел, поскольку моё внимание привлекло нечто, стоящее рядом. "Нечто" представляло собой паровоз формулы 0-2-0. Котёл почему-то серого цвета, а его передняя часть задрана вверх!!!
Решив реабилитироваться (а то и взаправду в "белой горячке" обвинят), а также воспользовавшись неожиданной повторной поездкой в Архангельск через 5 дней, в субботу, 3 ноября, у Морского-речного вокзала Архангельска (тот, что на 500-рублёвой купюре) я сел на автобус и отправился в депо Исакогорка (ТЧ-15) Северной ж.д.
1.
Депо обслуживает участки Исакогорка - Архангельск Город - Карпогоры; Архангельск Город - Порт Экономия; Исакогорка - Северодвинск; Исакогорка - Обозерская.
2.
Из тягового подвижного состава ничего принципиально нового не заметил (только 2ТЭ10М, ЧМЭ3), разве что ТГМ23Б-3023, стоящий в ремонтном цехе депо.
3.
Само депо Исакогорка представляет из себя перестроенное здание старого веерного депо и современную пристройку с 3-мя путями внутри.
4.
В депо сохранился действующий поворотный круг (см. фото).
5.
Как следует из беседы с дежурным по депо, электрификации участка Обозерская - Архангельск в ближайшие годы не ожидается. Зато, к Новому году будет пущена электрификация на участке от Вонгуды до Малошуйки, а позже и до Сумского Посада, т.е. весь путь от Вологды до Мурманска вскоре будет электрифицирован на переменном токе.
6.
У депо стоит паровоз Эр-761-90 с надписью "Исакогорка" на тендере (см. фото во всевозможных ракурсах). На паровозе замечена заводская табличка с надписью "RESITA", больше ничего разобрать не удалось. Внешний вид машины очень даже приличный, хотя со слов дежурного ТЧ-15, внутри котла ничего нету. Ветераны депо планируют превратить этот паровоз в памятник (установить или в Исакогорке, или в Архангельске). Ещё лет 5 назад эта машина ходила своим ходом и использовалась для промывки вагонов. Рядом с паровозом замечены лежащие на земле внутренности котла (полуцилиндры из дымогарных и паровых труб).
7.
Теперь о загадочном двуосном "дивайсе". При ближайшем рассмотрении (и фотофиксации) он оказался паровозом Эр-762-27 - даже табличка сохранилась!!! Рама обрезана, осталось только 2 оси (0-2-0), тендер в полной сохранности (2 двухосные тележки). Тендер сохранил родной чёрный цвет, а будка и "котёл" паровоза выкрашены "серебрянкой". Будка полностью цела (даже стёкла чистые), топка тоже. Но вот что сделали с котлом!!! Он обрезан на 3/4 (передняя стенка цела), а его "нос" задран вверх. Труба заменена на обычную "водопроводную", высотой метра 2. Паровая машина снята. Сцепные устройства на месте. Нельзя так издеваться на психикой любителей ж.д. :-((( Со слов того же дежурного, эти останки используются депо как котёл-утилизатор нефтепродуктов и промасляной ветоши. "Обрезание" произведено около 3 лет назад.
8.
Оба паровоза были взяты с базы запаса у станции Вожега. Там до сих пор стоят паровые локомотивы (со слов дежурного).
9.
По пути до вокзала Исакогорка замечены и сфотографированы 4 двуосных грузовых деревянных вагона во вполне приличном состоянии (в том числе, один очень интересный - длиной всего метров 6) и автомотриса АС-1А-2788 ("мест 24") в рабочем состоянии.
10.
Обнаружены развалины старого веерного депо и (похоже) старого здания вокзала. Судя по внешнему их облику, эти строения относятся ещё к "узкоколейной эпохе" станции Исакогорка.
11.
Нынешнее пассажирское здание станции Исакогорка построено в 70-х годах из кирпича (см. фото) и очень даже уютно (я там после экскурсии оттаивал минут 20).
Прошу прощения за качество фотографий, т.к. в тот день в Архангельске было пасмурно, а потом ещё и повалил густной снег...
СПАСИБО всем дочитавшим!
ФОТОГРАФИИ
Автор всех снимков - Игорь Копайсов
Дата - 3 ноября 2001 года