на главную


"Лесотранспортные машины. Краткий справочник.",
Е.М.Крашенинников, Д.Н.Марков, А.Ф.Фрейндлинг,
Государственное издательство Карельской АССР, Петрозаводск, 1958
(Раздел "Узкоколейные локомотивы" написан Дмитрием Назаровичем Марковым)

стр. 147-186

Глава III
УЗКОКОЛЕЙНЫЕ ЛОКОМОТИВЫ

В СССР узкой считается колея, имеющая ширину менее 1524 мм, а в других странах - менее 1435 мм. Для наземных железных дорог у нас предусмотрена стандартная ширина колеи 750 мм, в отдельных случаях допускается ширина колеи 1000 мм, если ее применение оказывается технически целесообразнее, чем колея 750 мм.

Для подземных железных дорог стандартом установлена ширина колеи 600, 750, 900 мм.

На предприятиях лесной промышленности в основном применяется 750-милииметровая ширина колеи.

Узкоколейные локомотивы в зависимости от источника энергии подразделяются на паровозы, мотовозы (тепловозы) и электровозы.

Тип локомотива характеризуется числом и расположением осей, выраженными так называемой осевой формулой. В СССР такая формула выражается цифрами, соединенными тире. Первая цифра слева в формуле обозначает число передних направляющих осей (бегунов), вторая число движущих (сцепных) осей и третья - число поддерживающих осей сзади.

При определении типа паровоза тендерные оси в расчет не принимаются. Если направляющих и поддерживающих осей нет, как это имеет место у узкоколейных локомотивов, то в осевой формуле спереди и сзади ставят нули. Например, для паровоза ПТ-4 осевая формула будет 0-4-0.

Для локомотивов с группами спаренных осей, работающих под отдельными тележками, сохраняется та же система обозначений по каждой независимой группе осей, обозначения отдельных групп соединяются знаком плюс. Например, для мотовоза МУЗ-4 осевая формула будет 0-2-0 + 0-2-0.

Нагрузки на ось, установленные для локомотивов узкоколейных железных дорог СССР, приведены в таблице 14 (в т).

Таблица 14

Ширина колеи (в мм) Для безбалластных веток Облегченная Нормальная Усиленная
600 2 3 4 6.5
750 2 4 6.5 9
1000 - 6.5 9 12

Локомотивы узкой колеи (750 мм) в зависимости от нагрузки на ось можно разбить на три категории:
    легкие - с нагрузкой на ось 2,0-2,5 т
    средние - с нагрузкой на ось 4,0 т
    тяжелые - с нагрузкой на ось 6,0-6,5 т.

На предприятиях лесной промышленности наиболее распространены средние и легкие локомотивы.

По роду службы узкоколейные локомотивы подразделяются на поездные и маневровые. Специальных узкоколейных локомотивов пассажирского типа нет. Перевозку людей осуществляют поездные локомотивы, которые можно назвать товарно-пассажирскими.


Узкоколейные паровозы
159, П-24 (ПТ-4, ВП-1, Кч-4, Кп-4, Кв-4, ВП-2, ВП-3, ВП-4), ОП-2, ГР, ВТ-1

Технические характеристики паровозов
159, ПТ-4, ВП-4, ОП-2, ГР

Узкоколейные тепловозы (мотовозы)
МУЗГ-4 и МУЗ-4, МУЗ-4-Д, ДМ-54, ТУэ-4 (МДэ-4), ТУ-2

Узкоколейные электровозы
П-КО-1, ЭЛ-1, ЭЛ-2


ЛИТЕРАТУРА

Вороницын К.И. Узкоколейный паровоз ПТ-4. Гослесбумиздат, 1951.

Морозов А.В. Узкоколейный паровоз легкого типа. Гослесбумиздат, 1952.

Морозов А.В. Магистральный узкоколейный паровоз серии ГР. Гослесбумиздат, 1952.

Сологубов В.Н. Паровозы узкой колеи. Транжелдориздат, 1951.

Трубецкой В.А. Локомотивы лесовозных железных дорог. Гослесбумиздат, 1946.

Технический справочник железнодорожника, том VI. Транжелдориздат, 1952.

 


ПРИМЕЧАНИЯ (Игорь Копайсов):

ЦНИИМЭ - Центральный научно-исследовательский институт механизации и энергетики лесной промышленности.

В статье о тепловозе ТУэ-4 видимо опечатка, вместо "тепловоза с гидромеханической передачей ТУм-4" следует читать "тепловоза с гидромеханической передачей ТУг-4".


на главную

Hosted by uCoz