ЁРЕСУНД ЛИНК
Каюсь перед Их Величествами Королевой Дании Маргарет II и Королём Швеции Карлом XVI Густавом. Каюсь, потому что дважды нелегально пересёк границу Шведского и Датского королевств по мосту через пролив Ёресунд (Øresund по-датски, Öresund по-шведски). Этот криминал стоил того, сооружение и правда замечательное!
На самом деле это даже не мост, а целый комплекс сооружений, получивший название Øresund Fixed Link. В составе комплекса: береговые подъездные автомобильные и железнодорожные пути (включая развязки и станции оплаты проезда), туннель, намытый в проливе остров, два подходных эстакадных моста, вантовый мост. Мостовой переход - двухэтажный, верхний уровень - четырёхполосная (по 2 полосы в каждую сторону) автодорога, нижний - электрифицированная двухпутная железная дорога.
Сразу оговорюсь, в тексте встречаются датские и шведские названия, так вот, датская буква Ø и шведская буква Ö читаются Ё, буква Å - читается как О-долгая, как читается Æ - не передать.
Договор о строительстве перехода был подписан правительствами двух стран в 1991 году, само же строительство началось в сентябре 1993 года. В торжественной церемонии пуска Øresund Link 1 июля 2000 года участвовали оба монарха. Ещё бы, оба когда-то враждовавших королевства в результате получили по новому "сухопутному" соседу - друг друга! На следующий день, в 6 часов утра, стало возможным нормальное движение автомобилей и поездов с берега на берег.
Вместе со Store Belt Link через пролив Большой Бельт между островами Зеландия (Sjælland, остров, на котором Копенгаген) и Фюн (Fynen, остров, на котором город Оденсе) и мостом через пролив Малый Бельт (Lille Belt, между островом Фюн и полуостровом Ютландия, Jylland) образовался непрерывный автомобильно-железнодорожный коридор из Германии в Скандинавию. Для любителей путешествий сообщаю - теперь через Финляндию, Швецию, Данию можно попасть из России в Европу посуху, минуя восточноевропейские страны.
Первый из существовавших ранее переходов открыт сравнительно недавно, в 1998 году, до его сооружения связь между Зеландией и Фюном осуществлялась автомобильными и железнодорожными паромами. Точная длинна этого комплекса мне не известна, но он не менее грандиозен, чем Øresund Link - поезд едет по нему минут 10. Оба этих перехода очень похожи по компоновке, если ехать с Зеландии на Фюн, порядок такой: тоннель - остров - мост. Только на Store Belt Link автомобильная и железная дороги идут не на разных уровнях, а рядом, и главный мост не вантовый, а цепной. Второй переход (точнее их даже несколько), через Малый Бельт, гораздо меньше и старее.
Финансировалось строительство всего коридора ЕС и Банком Европы. Øresund Link строился консорциумом Sundlink Contractors, главную скрипку в котором играл шведский концерн SKANSKA, тот самый, что построил Ледовый дворец в Петербурге. Датчанам этот транзит не особо и нужен был. Теперь они как истинные скандинавы встревожены загрязнением воздушного бассейна Дании и выступают за ограничение автоперевозок и перенос грузопотока на электрифицированную железную дорогу.
Дания, судя по всему, была всё же заинтересована в строительстве моста именно на этом месте. Ведь логичнее было бы построить переход севернее - между Helsingør (Дания, больше известен как Эльсинор, Elsinore - город Гамлета, принца датского) и Helsingborg (Швеция) - здесь расстояние между берегами раза в 3 меньше. Но, в этом случае, путь из Копенгагена (но не из континентальной Европы) до Стокгольма был бы не таким прямым, а Копенгагенский международный аэропорт Каструп остался бы "не у дел" (сейчас он работает на всю южную Швецию).
Схема Øresund Link размещена вот здесь: http://www.oresundskonsortiet.com/graphics/maps/alignment.gif. Для тех, у кого нет возможности глянуть, а также для тех, кому интересно - словесное описание (начиная с датского берега).
Начну с того, что из центра города в аэропорт Копенгагена, была проложена двухпутная железнодорожная линия. Теперь, поезда из центральной части Копенгагена, со станции Østerport (Восточные ворота) через подземную станцию Nørreport (Северные, соответственно, ворота - подземная станция, будущая пересадка на метро), København H (Центральный вокзал), новый небольшой мост на остров Амагер (Amager, на этом острове - аэропорт) и еще 2 промежуточные станции (Tårnby и Ørestad) доходят до станции Københavns Lufthaven, Kastrup http://sunsite.dk/railguide/map/mapa.gif. Интервал движения - 10 минут днём и 30 минут ночью. Время в пути от København H до Kastrup - 14 минут. Используются 3-х вагонные электрички ER-IR4 производства ABB, вот такие: http://mercurio.iet.unipi.it/pix/dk/electric/ER-IR4/dsb2026.jpg. Кроме того, бегают RegionalTog (местные поезда) из аэропорта в разные концы Зеландии http://www.cph.dk/faelles/uk/tog.asp.
Поезда из Копенгагена через аэропорт и мост в Мальмё (Швеция) ходят через 20 минут днём и 60 минут ночью. Время в пути от København H до Malmö C - 35 минут, от аэропорта до Malmö C - 21 минута. Через мост и аэропорт ходят ещё и дальние поезда (InterRail, EuroCity) из Европы в Скандинавию, в том числе и из Копенгагена на датский остров Борнхольм в Балтийском море (в пути 3 часа - поездом до шведского города Юстад (Ystad) и далее - морским паромом до административного центра острова - Рённе (Rønne)).
К 10 июня 2001 года планируют расширить сеть маршрутов через Øresund Link, продлив путь поездов как на датском, так и на шведском берегах http://www.dsb.dk/grafik/oeresund/version2/rutenet_version2.gif.
Непривычно - в поездах, у каждого блока сидений, висят полиэтиленовые пакетики для мусора, а на них напечатано расписание (действительно со 2 июля 2000 года до 16 июня 2001 года) - очень удобно:
København - Malmö | ||||||||||
Østerport | 07 | 27 | 47 | 11 | ||||||
Nørreport | 11 | 31 | 51 | 15 | ||||||
København H | 16 | 36 | 56 | 20 | ||||||
Ørestad | 23 | 43 | 03 | 27 | ||||||
Tårnby | 26 | 46 | 06 | 30 | ||||||
Kbh. Lufth, Kastrup | 30 | 50 | 10 | 34 | ||||||
Malmö S / Svågertorp | 42 | 02 | 22 | 45 | ||||||
Malmö C | 51 | 11 | 31 | 55 | ||||||
От Østerport до Malmö C | ||||||||||
понедельник - пятница | 05.07 - 06.47 | 01.11 - 04.11 | ||||||||
18.07 - 00.07 | ||||||||||
суббота | 06.07 - 00.07 | 01.11 - 05.11 | ||||||||
воскресенье и праздники | 06.07 - 23.07 | 01.11 - 05.11 | ||||||||
00.07 | ||||||||||
От København H до Malmö C | ||||||||||
понедельник - пятница | 05.16 - 00.16 | |||||||||
суббота | 06.16 - 00.16 | |||||||||
воскресенье и праздники | 06.16 - 23.16 | |||||||||
00.16 |
Malmö - København | ||||||||||
Malmö C | 09 | 29 | 49 | 04 | ||||||
Malmö S / Svågertorp | 18 | 38 | 58 | 13 | ||||||
Kbh. Lufth, Kastrup | 31 | 51 | 11 | 26 | ||||||
Tårnby | 34 | 54 | 14 | 29 | ||||||
Ørestad | 37 | 57 | 17 | 32 | ||||||
København H | 46 | 06 | 26 | 41 | ||||||
Nørreport | 50 | 10 | 30 | 45 | ||||||
Østerport | 53 | 13 | 33 | 48 | ||||||
От Malmö C до Østerport | ||||||||||
понедельник - пятница | 05.09 - 06.09 | 01.04 - 04.04 | ||||||||
17.09 - 00.09 | ||||||||||
суббота | 06.09 - 00.09 | 01.04 - 05.04 | ||||||||
воскресенье и праздники | 06.09 - 23.09 | 01.04 - 05.04 | ||||||||
00.09 | ||||||||||
От Malmö C до København H | ||||||||||
понедельник - пятница | 05.09 - 00.09 | |||||||||
суббота | 06.09 - 00.09 | |||||||||
воскресенье и праздники | 06.09 - 23.09 | |||||||||
00.09 |
Так, кстати, составлены все расписания в Дании (включая автобусные и судовые), указываются лишь минуты отправления в каждый час.
Сейчас на Øresund Link используются датские ER-IR4 и шведские X2000 (ещё его называют X2K) http://mercurio.iet.unipi.it/pix/se/electric/emu/X2000/lund2000_4.jpg. В течение следующего года планируется перейти на специально построенные трёхвагонные электропоезда Øresundstog (http://www.dsb.dk/dsb_nu/pressecenter/foto_arkiv/oresundsbanen/oresundsbanen1.htm, http://mercurio.iet.unipi.it/pix/dk/electric/ET/DSB_ET4511.jpg, http://mercurio.iet.unipi.it/pix/dk/electric/ET/DSB_ET_i.jpg, http://www.dsb.dk/grafik/oeresund/version2/indretning.jpg), всего их будет 27 штук. Скорость нового поезда - 180 км/час, вместимость - 237 человек.
Центральный вокзал Копенгагена - København Hovedbanegården http://www.dsb.dk/oeresund/perron_kbh.jpg - это 13 пассажирских путей, 7 платформ. Из них 4 платформы (8 путей) для InterCity, X2K, InterCityLyn (Молния), Regionaltog и дальних поездов, 2 платформы (4 пути) - для S-tog. Для поездов через Øresund - Øresundstog (они обозначаются гибридом датской Ø и шведской Ö - и перечёркнута и с 2 точками сверху) - отдельная, новая платформа Øresundsperron. Вокзал не тупиковый, проходной, но главный зал ожидания - сверху над путями, из него - двери к эскалаторам и лестницам, ведущим вниз, к платформам. Вокзал построен в 1911 году. Круговую панораму главного зала ожидания можно посмотреть на http://www.aok.dk/E/F/CPHDK/0000/01/53/7.html (IPIX-технология, требуется включить Java).
Станция Københavns Lufthaven, Kastrup (дословно - Копенгагенский аэропорт, Каструп) находится под землёй, точнее в траншее http://mercurio.iet.unipi.it/pix/dk/station/kastrup2000_1.jpg, над которой стеклянная крыша. Центральная часть станции - ровно под новым международным терминалом аэропорта N 3 http://www.oresundskonsortiet.com/images/3581_25.jpg. Станция в кривой http://www.oresundskonsortiet.com/images/2053-21.jpg, перед приходом поезда, зажигаются лампы, вделанные в край платформы, которые плавно зажигаются-гаснут с циклом секунды в 3. Когда у платформы стоит поезд, на чистых боках которого они отражаются, зрелище - загляденье! Для товарных поездов построен обходной тоннель и грузовой терминал. Через несколько лет в аэропорт дотянется одна из двух линий строящегося Копенгагенского метрополитена.
После аэропорта поезд идёт какое-то время по траншее, а затем ныряет в туннель. Часть берега, где расположен портал туннеля, намыта вглубь моря на 430 м. Автомобильный туннель на одном уровне с железнодорожным, сбоку http://www.oresundskonsortiet.com/graphics/illustrations/tunnelcross.gif. Длина тоннеля - 3510 м.
Из туннеля выныриваем на искусственный, намытый остров, которому уже успели присвоить название - Peberholm. Длинна пути по нему - 4055 м. На восточном конце острова автодорога по насыпи забирается наверх.
Начинается Западный подходной мост (3014 м), постепенно поднимающийся вверх http://www.oresundskonsortiet.com/images/297003_1.jpg. Примерно на 2/3 пути по этому мосту проходит государственная граница двух королевств - до этого у Дании и Швеции не было сухопутных границ. Въезжаем на Высокий мост. Мост вантовый, навигационный клиренс - 57 м, буксир сверху кажется моторной лодкой. Длина моста - 1092 м. Затем проезжаем Восточный подходной мост (3739 м). В принципе, возможна ситуация, когда переход полностью закрывают для движения. В Дании уже были случаи, когда автомобили буквально сдувало с мостов сильным боковым ветром, потому на заглавной странице сайта http://www.oresundskonsortiet.com висит объявление, закрыт сегодня мост или работает в обычном режиме.
Итого, общая длина перехода (без подходов) - 15840 м, в т.ч.: туннель - 3510 м, мост - 7845 м, намытые участки - 4485 м.
Плавно спускаемся на шведский берег. Автодорога уходит вправо. Почти сразу поезд останавливается на новой станции - Malmö Syd (Мальмё-Южная), огибает город с юга и затем выходит на ранее существовавшую ж.д. Объезжаем Мальмё с востока и прибываем на вокзал Malmö C.
Здание вокзала станции Malmö Central сооружено в 1858 году. Станция тупиковая, 12 путей, 6 платформ. Для Øresundstog выделен 5 путь http://www.dsb.dk/oeresund/perron_malmoe.jpg. Это положение временное, т.к. строительство комплекса продолжается.
К 2005 году планируют открыть Malmö City Tunnel, значительно сократив тем самым путь от Øresund Link (Malmö S) до Malmö C, а главное - сделав Malmö C сквозной станцией http://www.citytunnel.malmo.se/eng/fakta/bild/karta_anim.gif. Всего собираются построить 11 км пути, из них - 6,2 км в туннеле. Туннель пройдет аккурат под городским замком, вокруг которого сохранена однопутная линия музейного трамвая http://www.ss.se/gif/kartor/mss.jpg (двухосные вагоны с двумя кабинами производства 1906 года http://www.ss.se/bilder/76-13c.jpg). Появятся 3 новые станции: подземная часть Malmö C http://www.citytunnel.malmo.se/eng/stationer/bild/film2.jpg, http://www.citytunnel.malmo.se/eng/stationer/bild/genomsk_centralen.gif, подземная Triangeln http://www.citytunnel.malmo.se/eng/stationer/bild/film3.jpg и наземная Hyllie http://www.citytunnel.malmo.se/eng/stationer/bild/film4.jpg. Ход строительства туннеля отображается на http://www.citytunnel.malmo.se/eng/byggs/bild/borr_betong2.gif.
В завершение, немного о экономике вопроса. До сооружения Øresund Link связь осуществлялась паромами (автомобильными, железнодорожными) и скоростными катамаранами Flygbåtarna (45 мин. от центра Копенгагена (Nyhavn) до Мальмё (причал в сотне метров от Malmö C)). Не знаю, сколько стоит (стоил) паром, а вот билет на Flygbåtarna (Economy class) - 35 DKK (около 110 руб.). Билет на поезде Øresundstog от København H до Malmö C (2nd class) - 60 DKK (190 руб.). Øresund Link - единственная платная автодорога в Дании - проезд на легковой машине - 230 DKK (740 руб.), трейлеры длиннее 16,5 м - 850 DKK (2720 руб.), автобусы - 1000 DKK (3200 руб.). Вот так!
Игорь Копайсов (Санкт-Петербург)
В оформлении использована иллюстрация с Вэб-сайта DSB (Датских железных дорог) http://www.dsb.dk
Линки по теме:
http://www.broboken.com The Book About The Bridge (Презентация книги о Øresund Link) - английский, немецкий, шведский, датский.
http://www.sundlink.se The Bridge (Sundlink Contractors - консорциум, построивший Øresund Link) - английский, шведский.
http://www.citytunnel.malmo.se Citytunneln & Öresundsbroanslutningarna (Рассказ проектной организации о своём труде - о подходах на шведском берегу к Øresund Link и городском туннеле под Мальмё) - шведский.
http://www.oresund.com Øresund Region (Регион пролива Ёресунд) - английский.
http://www.oresundskonsortiet.se Öresundsbron (Компания, эксплуатирующая переход) - английский, датский, шведский.
http://www.malmo.se Malmö stad (Официальный сайт города Мальмё) - английский, шведский, датский, польский.
http://www.copenhagencity.dk Københavns Kommune (Официальный сайт Копенгагена) - датский.
http://www.cph.dk Københavns Lufthaven Kastrup (Аэропорт Каструп) - английский, датский.
http://www.dsb.dk DSB (Датские железные дороги) - датский.
http://www.sj.se SJ (Шведские железные дороги) - шведский.